Рейтинг нашего независимого портала формируется исходя из уровня компетенции представленных компаний.
Маркировка кресел-колясок
Кресла-коляски – незаменимое устройство для лиц с ограниченными возможностями. Изделие должно отвечать правилам безопасности, удобства, функциональности. Именно с целью поддержания стандартов качества было принято решение о законодательном закреплении для производителей, продавцов обязательства по маркировке кресел-колясок в РФ. Если обнаружится факт реализации не промаркированных кресел-колясок средствами идентификации, то лицо могут привлечь к административной ответственности.
Какие кресла-коляски подлежат маркировке
Маркировка кресел-колясок – процедура, направленная на предупреждение появлении на рынке контрафактной продукции, которая не соответствует установленным стандартам качества, безопасности. Главный НПА, регламентирующий этот процесс – Постановление Правительства РФ, которое было принято 31 мая 2023 года, под № 885. Так, согласно данному нормативному акту, обязательный процесс маркировки распространяется на:
- Кресла-коляски, на которых передвигаются за счет ручного привода. Главное условие отнесения изделия к данной категории – отсутствие любых механических приводов. Данные товары классифицируются кодом ТН ВЭД – 8713 10 0000.
- Кресло-коляска, которое работает за счет электропривода (по товарной номенклатуре ВЭД таким изделиям присваивается код 8713 90 0000).
Кроме того, маркировка распространяется на медицинские средства передвижения для маломобильных граждан, которые соответствуют определенным кодам Общероссийского классификатора. Так, обязательному маркированию продукции по ОКПД 2 подлежат следующие изделия:
- Инвалидные коляски (30.92.20.000), но за исключением принадлежностей к ним, запасных частей.
- Изделия медицинского предназначения, в том числе хирургической направленности (32.50.50.190), которые не относятся к другим группам.
- Прочие средства передвижения и оборудование (30.99.10.190), которые не внесены в другие группы изделий.
Если вы являетесь продавцом, дистрибьютером или импортером и не знаете, подлежит ли ваша продукция маркировке – сравните коды товаров с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2.
В какие сроки нужно промаркировать товары
Что касается сроков маркировки, то в зависимости от ситуации установлен различный тайминг. 01. 09.2023 года – с этой даты вступает лица, которые реализуют кресла-коляски, должны зарегистрироваться в системе «Честный знак». Но есть исключение для проживающих в отдаленных регионах – на регистрацию отводится период в 30 календарных дней с момента, когда они начнут свою официальную деятельность.
С 1 октября 2023 года – обязательная маркировка размещается на каждой единице продукции. Штрих-коды будут присваиваться с этой даты на платной основе. Если участник оборота имеет на складе кресла-коляски, дата изготовления которых приходится на период до 30.09.2023 года и не проданы, то каждое е изделие должно быть внесено в систему маркировки до наступления 1 сентября 2024 года.
31 декабря 2023 года – такой срок маркировки установлен для медицинских изделий, которые были приобретены до 30.09.2023 года и растаможены после 1.10.2023 года.
Полный запрет на реализацию немаркированных кресел-колясок вводится с 1 сентября 2024 года.
Как работает маркировка кресел-колясок
Маркирование в системе «Честный Знак» – сложная процедура, которая позволяет отслеживать движение товара от производителя до конечного потребителя.
- Создание, нанесение обозначения. Производитель заказывает уникальные идентификационные коды для своей продукции через систему «Честный Знак». После получения кодов, эти идентификаторы наносятся на упаковку каждого изделия. Затем производитель регистрирует информацию о каждом товаре в системе, указывая, что товар готов к дальнейшему распределению.
- Отправка товара оптовику. Как только товар будет произведен и зарегистрирован, производитель оформляет УПД, который содержит все коды маркировки, отправляет его вместе с товаром оптовому продавцу.
- Приемка товара оптовым продавцом. При получении товара продавец совершает проверку соответствия кодов на продукции с теми, что указаны в УПД. После подтверждения соответствия товар принимается, оформляется соответствующая документация с использованием электронной подписи. Далее продукция включается в баланс оптовика.
- Передача розничной сети. Далее оптовик готовит, отправляет продукцию в розничные точки. Для каждой партии товаров также оформляется УПД, который включает маркировочные коды, и передается вместе с товаром розничному продавцу.
- Приемка в розничную продажу. Следующий этап – поступление в розницу для дальнейшей продажи конечным потребителям. Во время приемки продавец должен изучить каждую поставленную единицу, в том числе на факт того, соответствует ли маркировка данным, вписанным в УПД. Если все в порядке, то продукция заносится в базу магазина, если есть ошибки – составляется акт.
- Продажа, учет в системе. Когда покупатель подходит на кассу для оплаты изделия, кассир обязан пробить через ККТ не только стандартный штрих-код на упаковке, но и маркировочный QR-код. Это необходимо для передачи данных через ОФД в «Честный знак». После завершения покупки товар автоматически будет списан с баланса розничного продавца.
Подобный информационный мониторинг обеспечивает прозрачность товарооборота: от производителя до конечного потребителя.
Подготовка к маркировке
Для получения доступа в систему «Честный Знак» и начала работы со средствами идентификации, компаниям, производящим медицинские изделия, к которым относятся кресла-коляски, требуется пройти несколько обязательных этапов:
- Регистрация продукции. Перед выводом продукции на рынок необходимо получить регистрационное удостоверение (РУ), подтверждающее государственную регистрацию изделий (см. ФЗ № 323-ФЗ).
- Внедрение системы менеджмента качества. Рекомендуется внедрить и использовать на производстве СМК в соответствии с ГОСТ Р ИСО 13485, что будет способствовать улучшению качества продукции.
- Разработка упаковки. Оформление этикетки, регистрация штрих-кодов - важный шаг для обеспечения качества продукции.
После выполнения всех предыдущих действий, компания получает доступ в систему «Честный Знак», что позволит маркировать продукцию.
Справка. Запрещена предпринимательская деятельность без обязательного РУ.
Ответственность за продажу немаркированных товаров
Если в установленные сроки продавец не промаркирует товар, то он будет привлечен к административной ответственности по ст. 15.12 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от статуса нарушителя: физические лица могут быть оштрафованы на сумму до 4 тысяч рублей, ИП — до 10 тысяч рублей, а юрлица — до 300 тысяч рублей за отсутствие штрих-кода на продукции. Помните, что предпринимательская деятельность без получения РУ – запрещена, наказуема по закону.
Если вам необходима квалифицированная помощь в подготовке сопроводительной документации для реализации кресел-колясок – обратитесь за помощью к экспертам. Центр окажет помощь в подготовке под ключ технических условий, деклараций, сертификатов, СГР и прочих документов. Консультации бесплатные! Направляйте заявки.
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий