Рейтинг нашего независимого портала формируется исходя из уровня компетенции представленных компаний.
Оценка профессиональных рисков 2024
Собственники / руководители предприятия создают, поддерживают должным образом работу системы СУОТ (управление охраной труда) – это требование трудового законодательства. Оценка профрисков, которые возникают при исполнении сотрудниками должностных обязанностей на рабочем месте – один из главных элементов СУОТ.
Оформление документов по оценке профессиональных рисков – обязанность всех предприятий, вне зависимости от отрасли, деятельности, организационно-правовой формы предприятия. Данные требования предусмотрены ТК РФ (статьи 214, 218). Также на это указывают ст. 209, ст. 212 ТК и пункты 29, 33–39 положения о СУОТ, утвержденного Минтруда в 2016 г. Приказом № 438н.
Ответственность за несоблюдение данных требований установлена в ст. 5.27.1, ч.1 КоАП РФ. Если проверка профрисков не проведена – данное правонарушение грозит штрафными взысканиями для юр. лиц в размере 50-80 тыс. руб., для должностных лиц или ИП штраф составит 2-5 тыс. руб.
Что такое профриски персонала
Профессиональный риск – это вероятность нанесения вреда здоровью или угроза для жизни работника организации в ходе выполнения им рабочих обязанностей из-за вредного воздействия производственных факторов, прочих опасностей, связанных с его работой.
Иными словами, это вероятность того, что работник может получить травму, заболеть или каким-либо другим образом пострадать из-за своей работы.
К основным факторам, обуславливающим профриск, относятся:
- Вредные факторы производства, обусловленные перегрузкой, монотонностью труда, микроклиматом, а также опасности физического, психофизиологического характера, химические, биологические риска.
- Опасные факторы, связанные с организацией труда – отсутствие или недостаточность инструктажей, обучения, неиспользование средств индивидуальной защиты, контроля за безопасностью работ и др.
- Личностные факторы (возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности работника).
Последствиями профриска могут быть травмы (переломы, ушибы, ожоги, раны, др.), профзаболевания (силикоз, болезни опорно-двигательной системы, пр.), инвалидность и даже смерть.
Что такое проверка профессионального риска в организации
Небезопасные условия работы могут повлечь за собой травматизм, профзаболевания или другие неблагоприятные последствия для здоровья / здоровья работников. Оценка профессионального риска (ОПР) – это процедура, направленная на выявление, анализ опасных факторов, оценки уровня их опасности.
Цели ОПР:
- Обеспечить безопасные, здоровые условия труда. ОПР помогает руководителю предприятия выявить, устранить опасности на рабочих местах, тем самым снижая угрозу для здоровья, безопасности сотрудников.
- Соблюдение норм законодательства (в РФ работодатели обязаны проводить ОПР в соответствии с требованиями ТК РФ).
- Улучшение показателей работы. Оценка профрисков помогает работодателям улучшить эффективность работы за счет снижения расходов на лечение травм, профзаболеваний, а также за счет повышения производительности труда.
Выбор методов ОПР зависит от специфики предприятия, деятельности, выявленных опасностей.
Наиболее распространенные методы:
- экспертная оценка – эксперты оценивают опасные факторы на основе своего опыта, знаний;
- инструментальные исследования – проводятся обследования производственных условий с целью измерения параметров опасных факторов (например, уровень шума, освещенность);
- статистический анализ – анализируются данные о травмах, профзаболеваниях, имевших место на предприятии.
Ожидаемые результаты ОПР – снижение количества травм, профзаболеваний из-за выявления / устранения опасностей на рабочих местах, минимизации угрозы для здоровья, безопасности персонала. Также успешное прохождение проверки создает безопасную, здоровую рабочую среду.
Результаты проведенных оценочных процедур подлежат оформлению в специальном документе.
Порядок проведения анализа профессиональных рисков
Этапы проведения ОПР включают сбор информации, выполнение следующих действий:
- Идентификация опасностей. Выявляются возможные опасности на рабочих местах, которые могут повлечь травмы, приводят к профзаболеваниям, другим неблагоприятным последствиям.
- Анализ рисков. Оценивается вероятность, тяжесть возможных последствий воздействия каждой выявленной опасности.
- Управление рисками. Данный этап предусматривает разработку, реализацию мер по снижению или устранению выявленных рисков.
- Контроль, мониторинг. Проводится контроль эффективности принятых мер по управлению рисками, при необходимости их корректировка.
Чтобы избежать рисков для здоровья сотрудников, их жизни, а также нарушения требований трудового законодательства, обратитесь к экспертам в данной области оценки.
Как оформить оценку профессиональных рисков
Для сбора, анализа информации необходимо подготовить:
- внутреннюю документацию предприятия по охране труда;
- результаты проверок в рамках СОУТ, производственного контроля, санэпиднадзора;
- штатное расписание;
- технологические регламенты, прочую тех. документацию на производство;
- эксплуатационные документы на используемое оборудование (паспорта, инструкции, руководства);
- сведения о сырье, материалах, из которых производится продукция;
- статистические данные по произошедшим на производстве авариям, несчастным случаям, сведения о профзаболеваниях, травматизме сотрудников и т.д.
По результатам оценочных процедур предприятие получает:
- протокол, выданный по результатам анализа профрисков, опасных факторов;
- план разработанных мер по управлению рисками;
- рекомендации, которые позволят повысить безопасность персонала при выполнении трудовых обязанностей, улучшить условия работы;
- план обучения персонала в области охраны труда, техники безопасности;
- реестр с указанием опасностей;
- карты оценки профрисков.
Документация подлежит регулярному обновлению с учетом изменений в производственном процессе, применяемых технологиях, влияющих на безопасность труда.
Если остались вопросы, обращайтесь. Консультации бесплатные. Звоните!
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий