Рейтинг нашего независимого портала формируется исходя из уровня компетенции представленных компаний.
Правовая охрана общеизвестного товарного знака
Общеизвестный товарный знак (ТЗ) – это логотип, фирменное обозначение, символ компании или слоган, который в результате активного применения приобрел известность и популярность среди потребителей.
Статус «общеизвестный» могут получить ТЗ, подтверждающие связь не только с производителем, но и с общепризнанным качеством товара. Т.е. общеизвестный ТЗ является не просто фирменным обозначением, а брендом, свидетельствующим о безупречном имидже компании.
Чтобы зарегистрировать обычный ТЗ, не обязательно его активно использовать, однако, чтобы получить статус общеизвестности, производителю необходимо предъявить доказательства, свидетельствующие об ассоциативной связи товарного знака и заявителя (производителя), его интенсивном использовании, популярности и узнаваемости среди потребителей.
Соблюдение каких критериев требуется для получения статуса общеизвестности
Ключевые требования и положения, связанные с общеизвестностью фирменных знаков, установлены статьей 1508 ГК РФ. Положения, касающиеся предоставления правовой защиты ТЗ, содержатся в статье 1509 Кодекса.
С перечнем общепризнанных ТЗ можно ознакомиться на сайте Роспатента в реестре, который находится в свободном доступе.
Для включения в данный реестр обязательно соблюдение следующих критериев общеизвестного товарного знака:
- название или логотип фирмы должны быть широко применяемыми в РФ, у покупателей они должны ассоциироваться с продукцией конкретного изготовителя;
- значительная доля рынка должна быть занята именно товарами данного изготовителя;
- продукция в течение длительного времени маркируется соответствующим ТЗ;
- изготовитель регулярно проводит масштабные акции и рекламные кампании;
- продукция данного бренда постоянно фигурирует в рекламных роликах, СМИ, фильмах и т.д.
На основании заявления правообладателя Роспатент принимает решение признать ТЗ общеизвестным или отказать заявителю, если фирменное название / логотип не соответствует установленным критериям. Для этой цели проводится проверка ТЗ на соответствие статусу общеизвестности. Заявитель предоставляет в Роспатент сведения:
- свидетельствующие об активном использовании ТЗ на территории России;
- об иных государствах, в которых ТЗ получил широкую известность;
- объемах продаж продукции на территориях указанных стран, активность применения обозначения на них;
- способах использования ТЗ;
- средствах, затраченных на рекламу бренда (например, финансовую отчетность за год), и стоимости (ценности) ТЗ согласно сведениям, указанным в отчетах;
- результатах проведенных независимых социальных опросов потребителей и потенциальных покупателей и т.д.
- среднегодовом количестве потребителей товара данного производителя;
- рейтинг производителя в определенном экономическом секторе, статус на российском рынке.
Также может пригодиться и другая информация, главное, чтобы она подтверждала широкую известность используемого компанией обозначения.
Какие преимущества дает статус общеизвестности?
Следует заметить, что в ГК РФ не указано тех или иных норм, позволяющих установить связь между обеспечением правовой охраны общеизвестного товарного знака и его внесением в перечень Роспатента.
Если правообладатель фирменного обозначения подаст в суд иск в связи с тем, что его права нарушены, суд будет определять данный факт о наличии нарушения вне зависимости от того, включен ли ТЗ в перечень.
Однако сила судебного решения ограничивается рамками конкретной ситуации, т.е., возможно признание общеизвестности ТЗ и федеральным органом, и судом. Но при этом судебное решение будет обладать силой только в разрезе именно данного конфликта.
В правовых спорах с другими сторонами правообладатель должен будет снова доказывать общеизвестность ТЗ.
На практике советуем отечественным производителям не рассчитывать на судебный порядок, а все же обеспечить правовую охрану общеизвестных товарных знаков путем их внесения в реестр Роспатента.
Разница общепризнанных и обычных ТЗ состоит в том, что статус общеизвестности предоставляет правообладателю наиболее высокий уровень защиты не только для видов товаров, для которых фирменное обозначение признано общеизвестным, но и для иной продукции производителя.
К преимуществам также относится повышение рейтинга компании в данном сегменте рынка. Правообладатель может предоставлять сторонним лицам право на использование своего ТЗ по договору франчайзинга или лицензии, и получать при этом прибыль.
Одно из важных преимуществ заключается в том, что надежная правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется в течение неограниченного периода времени.
Для обычных ТЗ этот срок не превышает 10 лет с возможностью его продления неограниченное количество раз (за каждую пролонгацию необходимо платить гос. пошлину).
Порядок проведения процедуры
Чтобы получить статус общеизвестности и зарегистрировать такой ТЗ, необходимо пройти несколько этапов. Первый начинается с подачи в Роспатент соответствующего заявления и документов:
- скан-копий ИНН, ОГРН;
- доказательств, свидетельствующих об интенсивном использовании фирменного обозначения;
- квитанций, подтверждающих уплату гос. пошлины;
- образца и детального описания фирменного обозначения (текстового или графического);
- списка продукции, которую выпускает изготовителей под данным ТЗ.
Заявление рассматривается на заседании коллегии Роспатента. По завершении процедуры принимается решение о признании ТЗ общеизвестным и внесении его в реестр (при положительных результатах и отсутствии оснований для отказа).
Правовая защита ТЗ – непростая задача. Правообладателю не всегда удается доказать общеизвестность фирменного обозначения.
Для уточнения деталей и порядка отнесения ТЗ к общеизвестным обращайтесь к специалистам Портала – консультации бесплатны!
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий