Рейтинг нашего независимого портала формируется исходя из уровня компетенции представленных компаний.
Регистрация коллективного товарного знака
Официально прохождение регистрационной процедуры превращает незащищенную от несанкционированного использования торговую марку в охраняемый товарный знак. Если решение о регистрации принимается группой хозяйствующих субъектов, то зарегистрированное обозначение используется внутри союза. Защита предоставляется совместно разработанному средству индивидуализации от копирования и подражания сторонними пользователями, не числящимися членами ассоциации.
Понятие и отличия коллективного обозначения
Наряду с индивидуальными обозначениями объединение юридических лиц вправе использовать совместно разработанные коллективные товарные знаки и знаки отличия (ст. 1510 ГК РФ). Средства индивидуализации, созданные ассоциацией компаний, имеют отличительные признаки, характеризующиеся:
- предназначением для обозначения продукции, изготавливаемой или реализуемой входящими в группу лицами;
- нанесением на товарный ассортимент, обладающий едиными общими характеристиками по функциональному назначению или другими существенными свойствами;
- запретом на отчуждение или временную передачу права пользования на основании лицензионных договоров субъектам предпринимательства, не включенным в союз или ассоциацию.
Если компания – член группы помимо коллективного имеет личный зарегистрированный бренд, то может использовать оба обозначения одновременно. Исключительное право на товарный знак сохраняется независимо от вида и количества средств индивидуализации, но в отношении коллективного обозначения выдвигаются требования относительно использования всей группой для сохранения правовой охраны.
Преимущества совместного использования логотипа
Ассоциация не ограничена в выборе аналогично индивидуальному бренду и может использовать любые элементы от продукции до рекламного девиза. Зарегистрированное право на коллективный товарный знак дает преимущества каждому члену группы в виде:
- распределения расходов, связанных с разработкой средства индивидуализации между участниками;
- повышения лояльности потребителей к продукции, отмеченной общим «стандартом качества» и входящим в ассоциацию компаниям без необходимости проведения рекламных мероприятий;
- возможности повышения отпускных цен на товары, реализуемые с гарантией качественных характеристик и заявленных потребительских свойств;
- освобождения от дополнительных издержек, направляемых на исследование рынка, поиск аналогов и регистрацию личного бренда.
Однако если репутация одного из участников пострадает, то данный фактор негативно отразится на всем объединении, участвующем в производстве и сбыте продукции. Поэтому регистрация общего бренда – своеобразный акт доверия, предусматривающий взаимную ответственность членов друг перед другом и совместно отвечающих за качество продаваемых товаров и предоставляемых услуг перед потребителями.
Особенности регистрации коллективного обозначения
Отличительная особенность при регистрации совместно разработанного символа – обязательность составления и представления устава (ст. 1511 ГК РФ). Отсутствие требуемого документа в качестве приложения к заявке приводит к отказу в регистрационных действиях федерального органа по интеллектуальной собственности. Разработанный устав обязан содержать:
- наименование правообладателя и поименный состав хозяйствующих субъектов, входящих в объединение;
- перечень товаров и единых отличительных характеристик, предусмотренных для маркировки общим обозначением;
- порядок использования коллективного товарного знака, включая маркировку на продукции, товарно-сопроводительной документации, ссылку при проведении рекламных мероприятий;
- механизм контроля и привлечения к ответственности за нарушение разработанных положений, применяемый к виновному юридическому лицу.
При внесении изменений в устав правообладатель обязан уведомить Роспатент. Использование совместной символики хотя бы одним из участников в отношении товаров, не обладающих общими классификационными характеристиками, может привести к досрочному прекращению правовой охраны, негативно отражающейся на всех членах корпорации (подп. 2 п. 1 ст. 1514 ГК РФ). Основанием для полного или частичного снятия юридической защиты выступает судебный вердикт, вынесенный при обращении любого из заинтересованных лиц.
Алгоритм регистрационной процедуры
Требования к неповторимости общего бренда аналогичны индивидуальному обозначению. Регистрация товарного знака производится по стандартному алгоритму с учетом особенностей. Процедура состоит из последовательных этапов:
- Предварительное исследование рынка на наличие сходных знаков. В процессе поиска исследуются отечественные и зарубежные базы.
- Подача заявки в патентное ведомство. Обязательным приложением является устав, разработанный ассоциацией субъектов хозяйствования. Фундаментальное отличие заключается в указании всех юридических лиц, входящих в объединение, а также в размере взимаемой госпошлины за совершение регистрационных действий.
- Проверка сведений Роспатентом. Регистрирующий орган сначала проводит формальную экспертизу на наличие целостности комплекта документов и правильности заполнения, а затем экспертизу по существу путем исследования баз данных.
- Выдача свидетельства о регистрации коллективного товарного знака. Параллельно вносятся сведения о вновь зарегистрированном объекте интеллектуальной собственности в гос.реестр.
Срок охраны коллективного символа, как и индивидуального элемента, составляет десять лет с возможностью пролонгации.
Во избежание ошибок при подаче заявки, ведущих к отказу в регистрации, а также оспаривания конкурентами целесообразно заручиться поддержкой специалистов Портала. Окажем содействие в получении свидетельства, предоставим информационно-консультационные услуги и правовую помощь при оформлении документов.
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий