Рейтинг нашего независимого портала формируется исходя из уровня компетенции представленных компаний.
Регистрация международных товарных знаков
Товарный знак - объект интеллектуальной собственности, защищаемый российским и международным законодательством. Это инструмент индивидуализации продуктов и услуг, который чаще всего реализуется в словесной форме (название) или визуальной (логотип). Также возможны варианты в виде сочетаний цветов, звуковых композиций, уникальных типов упаковки и др.
Зачем регистрировать бренд за рубежом?
Знак, зарегистрированный в национальной системе, используется только на территории одного государства. При экспорте потребуется зарегистрировать марку за границей. Это нужно, чтобы:
- защитить собственную продукцию от недобросовестной конкуренции;
- застраховаться от возможных претензий местных компаний.
В большинстве государств, торговых партнеров России, отношение к правам на использование брендов очень внимательное. Штрафы, судебные, юридические издержки, репутационные риски — серьезные. Поэтому задуматься о регистрации марки стоит еще до начала поставок.
Варианты регистрации
Единого документа, который защищал бы и регулировал использование логотипа и наименования по всему миру, не существует. Алгоритм международной регистрации товарного знака зависит от географии будущих поставок.
Национальные системы
Отечественный производитель обращается в компетентные органы каждой интересующей страны в индивидуальном порядке. Механизм регистрации марки:
- Проверка словесной и визуальной составляющей бренда на наличие сходства до степени смешения.
- Подготовка документации, формирование заявки, оплата пошлин.
- Формальная экспертиза документов.
- Проверка по существу самого знака.
- Вынесение положительного решения или предварительного отказа. Доработка документов, товарного знака во втором случае.
- Оформление свидетельства.
Особенности национальных систем:
- заявитель не обязан быть владельцем этого же логотипа и наименования в РФ;
- заявка подается напрямую в национальное ведомство, Роспатент не участвует;
- интересы российской компании должен представлять местный юрист или патентный поверенный.
Стоимость процедуры зависит от размеров пошлины в каждой стране, количества регистрируемых товаров по классификации МКТУ и регистрационных объектов (название, визуальное изображение). Сроки варьируются от 5-6 месяцев в США до 3 лет в Республике Беларусь.
Национальное законодательство в этой области отличается некоторыми нюансами:
- для США, например, потребуется подтвердить, что продукция под регистрируемым брендом действительно выпускается;
- в ОАЭ некоторые брендовые изображения запрещено использовать в силу культурных особенностей.
Мадридская система
Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков – структура, созданная для упрощения, ускорения, унификации процесса регистрации брендов. Соглашение подписали более чем 120 стран, в том числе европейские, азиатские, африканские, государства СНГ, Северной Америки.
Механизм регистрации:
- Обращение в Роспатент. Производитель подает заявку на проведения регистрационного процесса для марки в России – это обязательное условие, чтобы впоследствии зарегистрироваться по Мадридской системе.
- Оформление заявки на международную регистрацию на основе национальной – документы подаются также в Роспатент. Напрямую с ведомствами иностранных государств заявитель не контактирует. Это упрощает процедуру по Мадридской международной системе регистрации товарных знаков для отечественных компаний.
- Передача документов из Роспатента в WIPO (ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности).
- Рассылка заявки из ВОИС в национальные ведомства стран-участниц.
- Формальная экспертиза, проверка словесной и визуальной составляющих товарного знака по существу, вынесение решения.
- Направление ответа об отказе или оформление свидетельств (от каждой страны отдельно).
Особенности Мадридской системы:
- Стоимость оформления складывается из национальных тарифов, единой пошлины самой системы, госпошлины Роспатента. Подавая заявку, нужно сформировать список стран, в которых планируется узаконить права на бренд. Чем их больше, тем дороже обойдется процедура.
- Отказ в одной стране не влияет на решение других.
- Расширение территории действия прав. Если в будущем предприниматель захочет использовать марку в других государствах, не потребуется проходить все этапы снова. Можно подать заявку на расширение напрямую в ВОИС, что значительно дешевле.
- Увеличение сроков из-за длинной цепочки участников.
Воспользоваться Мадридской системой имеет смысл, если марка регистрируется более чем в двух государствах.
Международные системы союзов и групп стран
В ЕС функционирует Европейское агентство интеллектуальной собственности, которое регистрирует логотипы и наименования для использования на территории союза. Российские производители могут подать документы напрямую в организацию, без помощи Роспатента. Единое свидетельство действует на всей территории. Ключевое отличие от Мадридского соглашения: если одна страна откажет, бренд не будет разрешен к использованию во всем ЕС.
В странах Бенилюкса существует собственное ведомство, ответственное за проведения регистрационного процесса для товарных знаков (BOIP).
В Африке функционируют две организации – ARIPO и OAPI. Ни одна из них не включает все государства континента.
В странах СНГ работают независимые патентные ведомства. Также обсуждается проект международного соглашения, которое объединит патентные структуры государств, входящих в ЕАЭС (России, Кыргызстана, Казахстана, Беларуси, Армении).
Сроки действия регистрации
Для большинства национальных и международных систем это 10 лет. Есть возможность продления. Во многих странах права на бренд аннулируются автоматически, если он не используется более 3 лет. Международное свидетельство, оформленное по Мадридской системе, зависит от действительности регистрации в стране происхождения: в первые пять лет, если национальное свидетельство будет отозвано, международное также прекращает свое действие.
Последствия нарушения прав на использование марки
Использование в иностранном государстве товарного знака, который нарушает права местных компаний, может привести к существенным материальным убыткам и репутационным потерям. Даже если это произошло по незнанию.
Возможные последствия:
- признание товара контрафактом;
- конфискация и уничтожение продукции;
- взыскание компенсаций с нарушителя, в том числе арест имущества;
- запрет на дальнейший импорт продукции.
Почему важно обратиться к специалистам?
Регистрацию международного товарного знака лучше проводить с помощью экспертов сертификационной организации. Это ответственная процедура, которая требует определенных компетенций и знания особенностей иностранного законодательства.
Сотрудники центра сертификации оказывают содействие в регистрационном процессе, помогают оформить необходимые документы для подачи заявки в профильные ведомства.
Для получения предварительной консультации воспользуйтесь формой для обратной связи на портале, или отправьте запрос на расчет стоимости услуг по электронной почте. Консультационная поддержка предоставляется бесплатно.
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий