Рейтинг нашего независимого портала формируется исходя из уровня компетенции представленных компаний.
Сертификат на морепродукты
К морепродуктам относят широкий перечень морских беспозвоночных животных (мидии, устрицы, крабы, кальмары и иные) и водоросли (чаще всего речь идет о морской капусте), которые употребляются человеком в пищу. Продукция этого типа богата белком, витаминами группы В, А и Е, а так же микроэлементами (йод, цинк, фосфор), которые необходимы для нормального функционирования организма. Она отличается высокими вкусовыми качествами и пользуется значительным спросом.
Прежде чем товары этой категории попадут на прилавки супермаркетов или магазинов, они в обязательном порядке должны пройти ряд проверок, по итогам которых подтверждается их безопасность и качество.
Технические регламенты для оценки соответствия морепродуктов
Поскольку морепродукты относятся к пищевой продукции, подтверждение их соответствия осуществляется по следующим техническим регламентам, которые действуют на территории Таможенного союза:
- ТР ЕАЭС 040/2016 – определяет требования к безопасности рыбной продукции;
- ТР ТС 021/2011 – содержит нормы безопасности продуктов питания;
- ТР ТС 022/2011 – устанавливает правила маркировки;
- ТР ТС 029/2012 – включает требования к пищевым добавкам, которые применяются в процессе обработки или переработки продукции – консервантам, усилителям вкуса, ароматизаторам.
Форма оценки зависит от того, в переработанном или непереработанном виде,морские беспозвоночные и водоросли, выпускаются в обращение. Свежая продукция подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе, а прошедшая обработку – обязательному декларированию.
Что необходимо оформить на морепродукты?
Если дары моря реализуются без предварительной обработки, в свежем виде, то изготовителю или импортеру потребуется получить ветеринарный сертификат на морепродукты (свидетельство). Указанный документ подтверждает, что продукт является безопасным: не содержит вредных элементов, не заражен гельминтами и иными микроорганизмами. Действует до окончания срока годности, а если речь идет о транспортировке, то период действия ветеринарного свидетельства, истекает в день поступления в место назначения.
Что касается переработанных креветок, крабов, кальмаров, мидий, морских гребешков, они подлежат обязательному декларированию по перечисленным выше техническим регламентам. Следовательно, для их реализации предпринимателю потребуется оформить декларацию. Срок действия может составлять от 1 года до 5 лет.Документ можно получить на максимальный период при условии внедрения на производстве принципов системы ХАССП.
Декларация выдается в обязательном порядке на продукцию, прошедшую обработку в виде:
- посола;
- маринования;
- копчения;
- консервирования;
- сушки;
- экстракции;
- созревания;
- экструзии;
- концентрирования.
Основанием для регистрации декларации служит протокол испытаний, который составляется по итогам тестирования продуктов в аккредитованной лаборатории.
Если дары моря относятся к специализированному питанию: детскому, диетическому, для спортсменов, то в данном случае производителю или импортеру потребуется получить СГР (свидетельство о государственной регистрации). Свидетельство подтверждает санитарную и гигиеническую безопасность товара, выдается территориальным органом Роспотребнадзора и действует бессрочно.
У изготовителя должен быть в наличии пакет следующих нормативно-технических документов, которые определяют порядок производства:
- ГОСТ – если предприятие заявляет себя производителем по ГОСТу, оно должно неуклонно выполнять все требования стандарта и не допускать нарушений.
- ТУ (технические условия) – потребуется разработать, если по ГОСТ морепродукты не производятся и технология изготовления отличается от той, которая установлена действующими стандартами. Регистрация ТУ в Росстандарте закрепляет за организацией авторские права на нормативный документ и удостоверяет корректность оформления.
- Технологическая инструкция (ТИ) – определяет последовательность технологических процессов при производстве изделий.
- Рецептура – содержит сведения об используемых ингредиентах и их соотношении.
Ответственность за отсутствие разрешительной документации
Без обязательной разрешительной документации предприниматель не может на законных основаниях выпускать, импортировать и продавать морепродукты в России и других странах ЕАЭС. За ее отсутствие на законодательном уровне закреплены следующие меры административной ответственности:
- штраф – сумма может достигать 1 миллиона рублей;
- изъятие не прошедших проверку товаров;
- приостановка работы предприятия – на период до 90 дней на основании судебного решения.
Для предотвращения проблем с контролирующими органами, субъекту хозяйствования необходимо оформить полный комплект разрешительных бумаг до начала деятельности.
Для чего нужен добровольный сертификат?
Сертификат на морепродукты является дополнительным подтверждением их соответствия нормам национальных стандартов или ТУ. Его относят к числу добровольных документов, который можно оформить в добровольной системе сертификации, зарегистрированной Росстандартом. Максимальный срок действия сертификата- 3 года. Основанием для получения указанного документа служит протокол испытаний.
Сертификат соответствия на морепродукты, оформленный в добровольном порядке, предоставляет его владельцу ряд конкурентных преимуществ, к их числу относят:
- укрепление доверия потребителей к торговой марке и продукту;
- привлечение инвестиций для развития бизнеса;
- увеличение объемов продаж;
- формирование положительного имиджа компании;
- возможность документально доказать исключительные свойства товара;
- оперативная регистрация на тендерных площадках, требующих предоставить сертификат.
Для предприятий, на которых внедрена и используется СМК (система менеджмента качества), имеется возможность оформить сертификат ИСО 9001. Его наличие свидетельствует, что изготовитель осуществляет контроль технологических процессов на всех стадиях производства и гарантирует высокое качество готового продукта.
Эти добровольные сертификаты требуются для участия в торгах по ФЗ № 44 от 05.04.2013 и ФЗ № 223 от 18.07.2011.
Также при желании предприниматель вправе оформить ЭКО сертификат на товары данной категории. Он является подтверждением, что креветки, мидии, кальмары, морская капуста и иные аналогичные продукты были произведены без применения химических веществ, вредных для здоровья человека.
Что дополнительно потребуется оформить для реализации продукции?
Для получения возможности эффективно и без затруднений продавать изделия этой товарной группы, применяется штрихкодирование продукции.
В процессе этой процедуры каждому изделию присваивается штрих-код, состоящий из белых и черных полос разного размера. Использование таких идентификаторов упрощает ведение учета товаров, позволяет беспроблемно контролировать их оборот, выявлять остатки и недостачи. Нанесение штрих-кода на упаковку, является обязательным условием работы с большинством крупных торговых сетей.
Также в обязательном порядке потребуется разработать этикетку с учетом положений ТР ТС 022/2011. Она включает в себя сведения о наименовании товара, его составе, сроках годности, условиях хранения, калорийности и иные сведения. Для оформления этикетки также необходим расчет БЖУ.
В случае отсутствия на предприятии возможности для проведения работы с этикеткой, необходимо обратиться за помощью в организацию по сертификации.
Дополнительно предприниматель также может получить протокол испытаний об отсутствии в продукте ГМО. Его наличие позволяет легально маркировать товары соответствующим знаком для потребителей - «БЕЗ ГМО». Проставлять на этикетке это обозначение без подкрепления протоколом с результатами исследований – противозаконно.
Еще один важный документ для пищевой отрасли - протокол испытаний на подтверждение срока годности продукции. В процессе его оформления определяют, в течение какого времени продукт сохраняет свои потребительские свойства и подлежит реализации.
Порядок подтверждения соответствия
Процедура сертификации, декларирования или государственной регистрации состоит из следующих этапов:
- обращения заявителя в сертификационный центр и уточнения деталей оформления в каждом индивидуальном случае;
- идентификации продукта;
- выбора формы и схемы оценки соответствия;
- предоставления пакета требуемых бумаг и сведений;
- отбора проб для испытаний;
- тестирования товаров в условиях аккредитованной лаборатории;
- составления протоколов по итогам исследований;
- оформления разрешительной документации и регистрации в соответствующем реестре;
- выдачи готового документа заказчику при помощи курьерской службы.
Перечень необходимых документов
Для оформления разрешительной документации предпринимателю предстоит подготовить следующий перечень бумаг:
- заполненную заявку;
- копииустава, свидетельств ИНН, ОГРН;
- карточку компании с указанием ее названия, адреса, банковских реквизитов и контактных данных;
- описание изделий, которое включает наименование, состав, энергетическую ценность, код ТН ВЭД и ОКПД 2;
- нормативно-техническую документацию;
- копии договора аренды производственных и складских помещений (или свидетельство о праве собственности);
- контракт на поставку с накладными, спецификациями, инвойсами и иными приложениями– на импорт;
- протоколы испытаний при наличии;
- иные составляющие доказательственной базы – по запросу эксперта.
На портале можно получить бесплатную консультацию и задать вопросы относительной подтверждения качества и безопасности изделий. Оставить контактные данные получения для ответа специалиста можно любым удобным способом: через форму обратной связи, по телефону или в режиме онлайн-чата.
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий