Рейтинг нашего независимого портала формируется исходя из уровня компетенции представленных компаний.
Штрафы за продажу табачных изделий
Законодательство требует от предпринимателей обязательного подтверждения безопасности сигарет и иных табачных изделий, выпускаемых на рынок ЕАЭС. Для этой цели проводится оценка соответствия по техническому регламенту.
Строгие требования касаются и обязательной маркировки табачной продукции. За их несоблюдение придется нести ответственность по КоАП РФ.
Законодательством РФ также установлены правила размещения рекламы. Предприятия, которые реализуют товар в розницу, несут ответственность за сведения, указанные на рекламных баннерах и объявлениях. Также закон о продаже табачных изделий предусматривает ответственность в виде штрафов за стимулирование потребителя покупать сигареты и табак.
Какие штрафы предусмотрены законодательством за стимулирование продаж продукции, содержащей табак
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) разработана конвенция, направленная на борьбу с табакокурением. С целью сохранности здоровья на мировом уровне регулируется оборот веществ, которые вызывают зависимость у человека.
Согласно конвенции ВОЗ, стимулированием являются действия, рекомендации или передача сведений о продукции в коммерческих и рекламных целях, прямо или косвенно стимулирующих потребителя приобретать или употреблять продукт, вредный для здоровья.
Несмотря на то, что в РФ законодательно не установлен запрет продажи табачных изделий, стимулирование потребителя к их приобретению / потреблению является административным правонарушением. Данные положения регламентированы статьями 16 (пункт1, подпункт 1) Федерального Закона РФ № 15-ФЗ, принятого 23.02.2013 г. с целью охраны здоровья населения от влияния сигаретного дыма и предупреждения последствий курения.
Надзорный орган (в России – это Роспотребнадзор) имеет право провести проверку для выявления правонарушений в связи с жалобами, поступившими от потребителя.
За стимулирование продажи или потребления никотинсодержащей продукции КоАП РФ (часть 1 статьи 14.3.1) устанавливает следующие размеры штрафов:
- 2 000 – 3 000 руб. – для физ. лиц;
- 5000 – 15 000 руб. – для должностных лиц;
- 80 000 – 150 000 руб. – для юр. лиц.
Особенности подтверждения соответствия в ЕАЭС
Перед выпуском в оборот табачной продукции предприниматели обязаны провести обязательную оценку соответствия требованиям, указанным в ТР ТС 035/2014, в форме декларирования по схемам:
- 3д, 4д и 6д – предназначены для декларирования сигарет;
- 1д и 2д – применяются для остальных видов данной товарной группы.
Период действия разрешительного документа – декларации, составляет:
- не более 3 лет, если документ, оформлен по схемам 1д, 3д;
- не более 5 лет – по схеме 6д;
- неограниченное количество времени – при оценке соответствия партии (схема 2д или 4д).
Для регистрации декларации по ТР ТС на табачные изделия нужен протокол испытаний. Для его получения заявителем предоставляются образцы.
Во время исследований в лаборатории проверяются следующие показатели:
- отсутствие запрещенных веществ, используемых в качестве ингредиентов;
- ширина резаного табачного волокна;
- толщина сигар / сигарилл;
- концентрация в дыме конденсата, смол, воды, монооксида углерода (смолы), содержание никотина;
- воспламеняющая способность табака;
- иные показатели.
Сертификация электронных сигарет, реализуемых с зарядными устройствами, функционирующих от электросети, проводится по:
- ТР ТС 004/2011 – контролирует безопасность устройств, функционирующих от электросети под напряжением не выше 1000 В;
- ТР ТС 020/2011 – действует в части проверки электромагнитной совместимости электронных устройств.
Обязательная сертификация никотиносодержащей продукции в РФ
Нагреваемый табак включен в список изделий, которые подлежат декларированию в национальной системе, т.е. по Постановлению Правительства РФ (ПП РФ) № 2425.
Испытания в рамках сертификации табака нагреваемого проводятся по требованиям, которые перечислены в ГОСТ Р 57458-2017.
Требования к обязательной маркировке табака для продажи
Продажа табачных изделий без маркировки запрещена законодательством. На упаковку должны быть нанесены не только акцизные марки, исключающие риски подделки или вторичного использования, а также потребительская маркировка, которая включает в себя:
- название и вид изделия;
- сведения об изготовителе;
- количество штук в пачке (для табака, который является весовым товаром – масса нетто);
- данные о наличии фильтра (для сигарет с фильтром);
- предупреждение о содержании канцерогенных веществ и вреде курения;
- знак ЕАС, свидетельствующий о соответствии требованиям ТР ТС;
- и иные сведения.
С 15.12.2022 г. без отображения сведений о движении товаров в системе маркировки и прослеживания «Честный ЗНАК» запрещена торговля табачными изделиями, содержащими в составе «гомогенизированный» или «восстановленный» табак, расширенную жилку (побочный продукт табака, который составляет 20-25 % веса его листа), а также жидкостями для вейпов и иных электронных устройств.
Выводы
Чтобы избежать привлечения к административной ответственности, важно соблюдать следующие требования законодательства:
- не использовать на пачках табака и сигарет или рекламных баннерах сведения, которые можно расценивать как стимулирование потребителя к их приобретению / потреблению;
- провести декларирование или сертификация сигарет (форма оценки зависит от их вида);
- нанести на маркировку необходимые сведения и предупредительные надписи;
- промаркировать товары кодами маркировки DataMatrix в системе «Честный Знак».
К максимально суровым видам ответственности, применяемым к правонарушителям, относятся не только штрафы, размеры которых для юр.лиц достигают до 150 000 руб., но и изъятие товара из обращения, а также приостановление деятельности предприятия на срок до 90 дней.
Уточнить условия продажи табачных изделий, предусмотренные законодательством, можно у наших экспертов Портала. Консультации бесплатны, обращайтесь!
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий