Рейтинг нашего независимого портала формируется исходя из уровня компетенции представленных компаний.
Декларирование опасного груза для целей морской грузоперевозки. Особенности и сложности процесса.
В интернете очень часто ищут следующие поисковые запросы:
- «Можно ли заявлять опасный груз к перевозке как неопасный?»;
- «Оформление мультимодальной декларации на грузы повышенной опасности»;
- «Какие опасные грузы категорически недопустимо перевозить как НЕОПАСНЫЕ?»;
- «Скачать бланк мультимодальной декларации».
И самый главный вопрос:
«Можно ли самостоятельно оформить мультимодальную декларацию на груз, не прибегая к помощи специалиста?»
На первый взгляд ответ на последний вопрос вполне однозначен! Да, возможно. Надо найти пустой бланк мультимодальной декларации и по имеющемуся множеству в интернете всевозможных руководств заполнить его. «Сюда пишем номер ООН, а сюда пломбу контейнера…». Но все ли так просто, как кажется? Является ли наличие пустого бланка необходимым и достаточным условием для оформления документа? Описанное выше свидетельствует только об одном: у ищущего ответы на подобные вопросы присутствует системное непонимание сути дела по обращению с опасными грузами. Давайте разберемся, что стоит за процедурой декларирования опасных грузов. К сожалению, у обычных людей представление о том, что такое «опасный груз», весьма поверхностное. Такие грузы как правило видят в обычных условиях, и создается иллюзия вполне обычного груза. А суть опасности как раз в том в том, что основывается она на внутренних свойствах, присущих тем или иным веществам, материалам или изделиям, которые могут проявиться в условиях перевозки.
Начнем с теоретической части.
Из чего состоит процесс декларирования опасного груза? Согласно кодексу IMDG Code (он же Кодекс ММОГ, он же МК МПОГ, в простонародье - кодекс ИМО) каждый опасный груз должен пройти процедуру освидетельствования (сертификации) на предмет соответствия обязательным положениям этого самого кодекса. Это касается правильности классификации, надлежащего отгрузочного (транспортного) наименования, упаковки, маркировки, крепления и размещения груза в грузовых транспортных единицах. Грузоотправитель должен предоставить порту и перевозчику транспортный документ (см. пункт 5.4.1.1 IMDG Code), в котором должна сообщаться полная и достоверная информация об опасном грузе (по применимости к кажому конкретному грузу).
Результат такого освидетельствования должен оформляться декларацией грузоотправителя (правило VII/4.2 МК СОЛАС-74, правило 4.2 приложения III МК МАРПОЛ-73/78, пункт 5.4.1.6.1 IMDG Code), подтверждающей, что все содержимое партии груза полностью и точно описано надлежащим отгрузочным наименованием и классифицировано, упаковано, маркировано, снабжено необходимыми знаками опасности/ знаками-табло опасности и во всех отношениях находится в должном состоянии для перевозки в соответствии с применимыми международными и национальными правительственными правилами. Но и это еще не все. До начала перевозки морским транспортом грузовые транспортные единицы (грузовые контейнеры, балк-контейнеры и автотранспортные средства) с опасным грузом должны быть освидетельствованы на предмет надлежащего размещения, крепления груза внутри и маркировки согласно положениям IMDG Code. Результаты освидетельствования должны оформляться свидетельством (правило 4.3 главы VII МК СОЛАС-74, пункт 5.4.2 IMDG Code). Информацию, требуемую в транспортном документе на опасный груз, заявление (декларацию) грузоотправителя о соответствии груза всем применимым положениям IMDG Code и готовности груза к перевозке морем, а также Свидетельство о загрузке контейнера/транспортного средства разрешено объединять в единый документ - ту самую мультимодальную декларацию об опасном грузе. Весь этот процесс и есть декларирование опасных грузов.
- Может ли грузоотправитель или экспедитор (контрагент), нашедший в интернете бланк/заготовку мультимодальной декларации, самостоятельно выполнить все описанные выше требования и условия?
- Может ли он разобраться в правильности классификации груза, присвоении ему надлежащего транспортного наименования, оценить упаковку, маркировку?
- Может ли он оценить во всех отношениях должное состояние партии груза в соответствии с применимыми правилами. Достаточно ли у него профессиональных знаний для этого?
На наш взгляд ответы на все эти вопросы теперь будут уже не столь очевидны. Специалисту, претендующему на участие в данном процессе, необходимы системные знания. При отсутствии этих знаний “специалист” будет оставаться дилетантом, заучившим названия девяти классов транспортной опасности.
Теперь давайте поговорим о практической стороне декларирования опасных грузов.
Мы подчеркнули важность системных знаний. К этому требуется иметь весьма обширную документальную базу, содержащую эти знания. Двух толстых томов МК МПОГ будет недостаточно. Необходимы как минимум российские Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ), различные ГОСТЫ, Федеральные Законы, Приказы Минтранса, международные Конвенции СОЛАС-74, МАРПОЛ-73/78 и многое другое. И это мы еще не затрагиваем вопросы и проблемы сертификации тары для опасных грузов (ознакомиться можно на нашем сайте).
На практике же выходит так, что просто иметь под рукой все эти документы недостаточно. Важно обладать представлением об их содержании хотя бы в общих чертах, чтобы знать, к чему обращаться, в чем искать нужную регламентацию. Вся эта нормативно-правовая и нормативно-техническая база к тому же имеет внутренние связи. Прибавьте сюда необходимость отслеживать и учитывать вносимые туда изменения. Один только Кодекс ИМО переиздается каждые два года и включает все накопившиеся за этот срок поправки. В самом же Кодексе содержится большой ряд особенностей, нюансов, специальных положений, некоторые из которых не поддаются однозначному толкованию, порой вызывая споры среди специалистов!
Очевидно, что сфера декларирования опасных грузов – узкопрофильная и требует не только специальных знаний и особых инструментов в виде национальных/международных регламентов и стандартов, но и большого опыта работы.
Гонка за минимизацией издержек путем экономии всеми мыслимыми и немыслимыми способами на декларировании опасных грузов, рано или поздно может обернуться большими проблемами. При этом потери в лучшем случае могут касаться финансов, в худшем случае на кону стоят человеческие жизни. Кто-то ищет в интернете бланк мультимодальной декларации, кто-то привлекает «специалистов» которые закончили трехдневный “семинар по изучению Кодекса ИМО”, а кто-то находит многопрофильные сертификационные центры, которые сертифицируют и декларируют помимо опасных грузов буквально все, начиная с игрушек и заканчивая мицеллярной водой. Наличие в таких центрах узкопрофильного специалиста, владеющего вопросами всего комплекса задач по подготовке и транспортировке опасных грузов вызывает большие сомнения.
Необходимо ответственно подойти к вопросу декларирования уже на этапе планирования отправки опасного груза, так как трудности могут возникнуть буквально на любом из этапов, начиная с выбора тары, не соответствующей той, которая допускается для конкретного опасного груза, заканчивая маркировкой его транспортной опасности. Человек без опыта просто не в состоянии заметить эти несоответствия, не говоря уже о том, чтобы их предупредить. Мы же эти несоответствия выявляем и помогаем своим клиентам устранить их или же минимизировать связанные с ними риски. Мы ответственно подходим к своему делу.
Для получения консультации по вопросам подготовки опасного груза к морской транспортировке и оформлении мультимодальной декларации можно обратиться заполнив форму запроса на сайте.
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий