Рейтинг нашего независимого портала формируется исходя из уровня компетенции представленных компаний.

Экологическое нормирование
Экологическое нормирование (ЭН) – это процедура установления нормативов, регулирующих предельно допустимое воздействие (ПДВ) предприятий на природу и человека.
Нормативы направлены на:
- защиту здоровья населения от негативного воздействия загрязнителей;
- сохранение природных ресурсов, биоразнообразия;
- снижение вреда, наносимого воздуху, воде, почве.
Данная процедура – ключевой инструмент государственной политики для обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.
Цели экологического нормирования
Нормирование в области охраны окружающей среды направлено на определение видов загрязнений, их объемов и масштабов, что позволяет минимизировать риски для здоровья людей, предотвращать угрозы для биосферы и природных объектов, а также способствовать восполнению природных ресурсов. Это становится возможным даже в условиях непрерывного ведения хозяйственной деятельности.
Цели эконормирования:
- Установление допустимых уровней загрязнения: разработка нормативов для атмосферы, водных объектов и почвы, которые исключают угрозы для здоровья людей, состояния экологии.
- Предотвращение заболеваний: снижение воздействия вредных факторов, способных вызывать болезни у населения.
- Сохранение биоразнообразия, экосистем: обеспечение условий для поддержания природного равновесия.
- Защита природных ресурсов: предотвращение истощения и деградации ресурсов (воды, земли, лесов, др.).
- Снижение антропогенного влияния: ограничение негативного воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
- Устойчивое развитие общества: создание условий для гармоничного существования экономики, экологии.
Задачи системы ЭН:
- установление нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- контроль других негативных факторов, возникающих в результате деятельности предприятий;
- стимулирование использования экологически чистых технологий;
- повышение уровня экологической ответственности бизнеса;
- обеспечение права граждан на благоприятную, здоровую среду обитания;
- гарантирование свободного доступа к экологической информации;
- поддержка международного сотрудничества, разработка, реализация глобальных соглашений и конвенций;
- гармонизация национальных стандартов с международными экологическими нормами;
- обмен опытом и информацией с зарубежными странами.
Нормирование представляет собой динамичную, непрерывную систему, которая развивается на основе новых научных данных, технологических достижений, изменяющихся условий окружающей среды.
Дополнительные аспекты:
- Экологическая грамотность населения: установление норм способствует повышению уровня знаний о защите природы среди граждан.
- Развитие рынка экологических услуг: появление спроса на экспертизы, экологические консультации, сертификацию.
- Экологизация экономики: внедрение принципов устойчивого использования ресурсов.
Эконормирование — это основа долгосрочного сохранения природных богатств, предотвращения экологических кризисов, улучшения качества жизни людей.
Какие нормы и лимиты применяются
В эконормировании используются нормативы качества окружающей среды (НКОС) и нормативы допустимого влияния на ОС (НДВ):
1. НКОС:
- ПДК (предельно допустимые концентрации): концентрации загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосфере, воде, почве;
- ПДУ (предельно допустимые уровни): допустимые уровни физического воздействия (шум, вибрация, излучения).
2. НДВ:
- ПДВ (предельно допустимые выбросы): объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- ПДС (предельно допустимые сбросы): концентрации веществ в водные объекты;
- лимиты образования отходов: максимальные объемы отходов.
Дополнительно регулируются:
- лимиты природопользования (вода, лес, минералы);
- обращение с опасными веществами;
- нормы санитарно-защитных зон (СЗЗ);
- нормы рекультивации земель;
- экостандарты продукции и технологий.
Все нормы утверждаются государственными органами, обязательны для соблюдения, направлены на минимизацию экологического вреда.
Правовые основы экологического нормирования
Правовые основы эконормирования в Российской Федерации определены природоохранным законодательством. Они включают установление норм, а также организацию мониторинга и контроля за их соблюдением.
Ключевые положения закреплены в Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду и возлагает на государство обязанность по ее защите. Базовым нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В статье 19 данного закона изложены цели и принципы экологического нормирования, включая научный подход и учет интересов всех заинтересованных сторон.
Закон № 7-ФЗ устанавливает нормативы качества (ПДК, ПДУ) и допустимого воздействия (ПДВ, ПДС), а также лимиты на отходы, образующиеся в результате деятельности предприятий. Он определяет порядок разработки и утверждения нормативных показателей, а также меры ответственности за их нарушение.
Кроме того, в сфере охраны природы применяются и другие нормативные правовые акты, такие как постановления Правительства РФ, приказы Минприроды и другие документы.
Система нормативов в России постоянно совершенствуется на основе новых научных исследований и международных стандартов. Соблюдение этих норм является обязательным условием для обеспечения экологической безопасности, достижения целей устойчивого развития.
Порядок прохождения экологического нормирования
Процедура оформления включает ряд последовательных этапов, направленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду (ОС), обеспечение соблюдения законодательства:
1. Идентификация источников воздействия. На этом этапе проводится определение источников, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Это включает:
- выявление предприятий, процессов и объектов, оказывающих влияние на воздух, воду, почву, флору и фауну;
- анализ видов деятельности, приводящих к выбросам, сбросам, накоплению отходов или другим рискам.
2. Оценка воздействия на ОС. Следующий шаг — анализ характера и степени негативного воздействия на различные компоненты ОС:
- изучение химического, физического и биологического влияния;
- расчет масштабов потенциального ущерба на основе данных о загрязнении;
- прогнозирование изменений в экосистемах при текущих условиях.
3. Установление нормативных значений. На этом этапе разрабатываются нормативы качества окружающей среды (НКОС) и нормативы допустимого воздействия (НДВ), которые базируются на:
- актуальных научных исследованиях;
- международных стандартах и национальных требованиях;
- особенностях конкретного региона.
4. Утверждение норм. Разработанные нормативы проходят процедуру согласования и утверждения в установленном порядке. Это может включать:
- государственную экспертизу;
- получение разрешений от органов экологического контроля.
5. Контроль и мониторинг соблюдения норм. На завершающем этапе осуществляется:
- регулярный мониторинг качества воздуха, воды, почвы;
- контроль выбросов и сбросов в рамках производственной деятельности;
- проведение лабораторных исследований.
Для выполнения требований законодательства субъектам хозяйственной деятельности необходимо:
- проводить замеры параметров воздуха, воды, почвы;
- разработать нормативы ПДВ);
- составить ППК (программу производственного контроля);
- внедрить СЭМ (систему экологического менеджмента) по стандарту ИСО 14001;
- получить сертификаты, подтверждающие соответствие экологическим правилам, включая ЭКО-сертификаты.
Для прохождения данных этапов можно обратиться за помощью к экспертам портала ТРТС24. Мы поможем провести необходимые замеры, расчеты, подготовить документацию, нормативы, а также внедрить СЭМ и оформить сертификаты.
Консультации предоставляются бесплатно. Подача заявки на сайте сэкономит время, исключит ошибки и предотвратит возможные штрафы по КоАП РФ или уголовную ответственность за нарушение законодательства.
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий