Рейтинг нашего независимого портала формируется исходя из уровня компетенции представленных компаний.
Правовая защита от недобросовестной конкуренции
Добросовестность конкуренции является одним из ключевых требований Закона № 135-ФЗ. Нарушение этих правил может заключаться в умышленной дискредитации конкурента и его продукции, введение в заблуждение о характеристиках и преимуществах товара, в реализации контрафакта. В иных неправомерных действиях. Правовая защита от недобросовестной конкуренции может заключаться в регистрации объектов интеллектуальной собственности, в привлечении нарушителя к ответственности, взыскании причиненного ущерба и упущенной выгоды.
Признаки недобросовестной конкуренции
В Российской Федерации ограничения на методы конкурентной борьбы установлены Законом № 135-ФЗ. В разных статьях этого нормативного акта указаны признаки недобросовестной конкуренции. Вот самые распространенные примеры:
- реализация и ввоз по импорту контрафактной продукции (без разрешения правообладателя);
- введение потребителей в заблуждение о характеристиках и преимуществах своего товара, по сравнению с продукцией других производителей;
- противозаконное использование чужих торговых марок и иных средств индивидуализации;
- нарушения, связанные с незаконным получением доступа к охраняемой информации, ноу-хау;
- демпинг, т.е. умышленное занижение цены продукции для получения конкурентных преимуществ;
- дискредитация конкурента и его товара, причинение вреда деловой репутации;
- нарушения, связанные с недобросовестной рекламой;
- картельные сговоры или иные действия, ограничивающие конкуренцию в определенных сферах;
- иные виды противоправных действий, описанных в законодательстве.
Итоговой целью нарушителя может быть устранение конкурента на рынке, получение выгоды и увеличение прибыли от продажи товаров. Соответственно, для добросовестного производителя, поставщика или продавца это чревато снижением дохода и иными проблемами. Поэтому с недобросовестной конкуренцией можно и нужно бороться, используя различные правовые методы защиты.
Последствия недобросовестной конкуренции
Компании и предприниматели всегда страдают от недобросовестной конкуренции. Последствием незаконных действий может быть:
- потеря деловой репутации в глазах потребителей и контрагентов;
- снижение прибыли от реализации продукции;
- потеря рынков сбыта или сокращение доли товаров на нем;
- прямой материальный ущерб или упущенная выгода.
Если не реагировать на недобросовестную конкуренцию, деятельность компании может сопровождаться постоянными убытками.
Способы правовой защиты
Чтобы успешно бороться с недобросовестными конкурентами, компании нужно:
- своевременно выявлять нарушения со стороны других субъектов, выпускающих аналогичную продукцию;
- установить правовую защиту объектам интеллектуальной собственности (изобретения, торговые марки и т.д.);
- контролировать доступ к охраняемой и защищенной информации (коммерческая, служебная тайна).
Чтобы ссылаться на законное ведение деятельности, необходимо иметь все обязательные разрешительные документы (например, сертификаты, декларации и т.д.). Также важно установить защиту для технической, проектной и иной документации, которая используется для выпуска продукции. Например, производитель может зарегистрировать технические условия (ТУ), что дает дополнительную варианты для отстаивания своих интересов.
Регистрация средств индивидуализации и иных объектов интеллектуальной собственности
Чтобы защищать свои права и привлечь нарушителя к ответственности за недобросовестную конкуренцию, компании нужно:
- регистрировать средства индивидуализации и коммерческие обозначения (например, товарные знаки на свою продукцию);
- получать патенты на изобретения, полезные модели и промышленные образцы;
- устанавливать защиту для ноу-хау, коммерческой и служебной информации;
- оформлять надлежащие документы об использовании авторских прав;
- своевременно продлевать правовую защиту объектов интеллектуальной собственности.
Эти действия нужно выполнять до начала реализации товара, либо сразу после выпуска его на рынок. В противном случае конкурент может сам оформить товарный знак или получить патент, а доказать незаконность его действий будет намного сложнее.
Взаимодействие с нарушителем прав
Устранить факты недобросовестной конкуренции можно путем прямого взаимодействия с нарушителем, иными лицами. Несколько вариантов действий для защиты прав:
- переговоры, направление претензий с требованием о прекращении неправомерных действий;
- рассылка писем и претензий в адрес площадок, которые задействованы в продаже товаров недобросовестного конкурента;
- сбор доказательств, которые будут нужны для дальнейших действий, обращения в ФАС или судебные органы.
Если конкурент осознает последствия своих нарушений, он может прекратить незаконную деятельность, договориться о возмещении ущерба. Это будет выгоднее, чем компенсировать убытки и выплачивать штрафы по решению суда или ФАС.
Досудебная и судебная защита нарушенных прав
При выявлении признаков недобросовестной конкуренции можно получить защиту от государства. Для этого доступны следующие варианты:
- обращение с жалобой в Управление ФАС (по итогам разбирательства нарушителя привлекут к ответственности, взыщут штраф и т.д.);
- подача исковых заявлений в судебные органы (исходя из ситуации, суд может взыскать компенсацию в фиксированном размере, реальные убытки и/или упущенную выгоду);
- оспаривание товарных знаков и иных объектов, если конкурент незаконно зарегистрировал их на себя.
Для защиты по указанным вариантам необходимо доказывать размер причиненного ущерба, объем контрафактной продукции, недостоверность сведений в рекламе, иные обстоятельства. Для взыскания компенсации в фиксированном размере достаточно подтвердить сам факт нарушения интеллектуальных прав.
Звоните! Эксперты готовы ответить на дополнительные вопросы.
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий