Рейтинг нашего независимого портала формируется исходя из уровня компетенции представленных компаний.
Регистрация договора коммерческой концессии
Суть договора коммерческой концессии (франчайзинга) заключается в том, что правообладатель (собственник бренда или товарного знака) передает пользователю (покупателю франшизы) готовый и раскрученный бизнес.
Франчайзинг предусматривает передачу исключительного права не просто на интеллектуальную собственность (товарный знак), а на весь бизнес, поэтому при заключении сделки необходимо учесть все нюансы.
В данной статье мы рассмотрим, какие нюансы нужно знать, чтобы избежать штрафов за нарушение договорных условий и иных правовых последствий.
Особенности заключения договора
Государственная регистрация договора коммерческой концессии – это обязательная процедура, без которой невозможно предоставление исключительного права на товарные знаки, ноу-хау и т.д.
В договоре франчайзинга необходимо закрепить следующие положения:
- предмет сделки – объем и конкретный перечень передаваемых прав;
- список передаваемых объектов интеллектуальной собственности, кроме товарного знака (например, технологии и секреты производства, ноу-хау, всю цепочку поставок, интерьер и т.д.);
- наличие / отсутствие информационной поддержки франчайзи (при наличии – перечень услуг);
- меры контроля качества, периодичность проведения проверок, ответственность за нарушение стандартов компании;
- размер, сроки и порядок выплаты вознаграждения (платежей по франшизе);
- штрафные санкции за нарушение договорных обязательств и т.д.
После тщательной подготовки договор коммерческой концессии подлежит регистрации.
Самые распространенные ошибки при заключении договора франчайзинга
Франшиза — сложный вид сделки, поскольку осуществляется передача целого комплекса прав. Избежать нарушения закона, разногласий и судебных споров поможет предварительная консультация со специалистом, который поможет грамотно составить документ и избежать возможных ошибок.
К самым распространенным относятся следующие:
- Отсутствие регистрации бренда (товарного знака). Передача исключительного права на бренд является основным условием заключения сделки франчайзинга. Если нет свидетельства о регистрации фирменного обозначения бренда, запуск франшизы невозможен. Также стоит учесть, что срок действия франшизы не должен быть больше срока действия свидетельство о регистрации товарного знака (т.е. не больше десяти лет).
- Размытые, нечеткие договорные условия по использованию бренда. В контракте могут быть ограничения по объемам продаж, территории действия (территория страны или действие в нескольких иностранных государствах), требования к качеству, размеры вознаграждения правообладателя по франшизе, возможность передавать права третьим лицам по сублицензии и другие нюансы. Перечисленные пункты зачастую являются основанием для конфликтов и разбирательств в суде.
- В контракте перечислены передаваемые права не в полном объеме. Поскольку франшиза — это не только бренд, но и технологии, ноу-хау, секреты производства, рецептура продукции, внутренние стандарты и т.д. – все они должны быть прописаны в контракте. Это необходимо для поддержания качества сервиса (продукции) и репутации бренда.
- Непрозрачная стоимость и порядок осуществления расчетов. Цена франшизы формируется из паушального взноса и роялти (платежей, осуществляющихся на регулярной основе). Важно указать в контракте не только сумму первоначального взноса, но и метод расчета регулярных платежей, их сроки и периодичность, а также наличие обстоятельств для пересмотра стоимости и сроков выплат при возникновении непредвиденных ситуаций.
Также ошибкой является отсутствие устных договоренностей в тексте контракта.
Этапы прохождения регистрации
Процедура государственной регистрация договора коммерческой концессии состоит из нескольких этапов. Сначала заявитель подготавливает документы (их перечень определяется в индивидуальном порядке), после этого:
- Специалист изучает готовый договор или поможет в его составлении, определяет спорные моменты и риски, при необходимости корректирует договорные условия.
- Договор передается в регистрирующий орган (Роспатент).
- Роспатент принимает документ на рассмотрение, после чего делает вывод о возможности / невозможности его регистрации.
Отказ возможен по следующим причинам:
- в документе прописана передача прав только на товарный знак;
- не указан размер вознаграждения по франшизе и порядок его выплаты;
- недостоверность реквизитов и иные ошибки.
Обратите внимание, что при отказе в регистрации оплаченная гос. пошлина не возвращается, именно поэтому лучше воспользоваться поддержкой специалистов.
Следует помнить, что каждая ситуация индивидуальна, поэтому, если остались вопросы, обращайтесь за помощью к нашим экспертам. Специалисты помогут в сопровождении сделки, урегулировании споров и составлении документов в соответствии с требованиями законодательства. Консультации бесплатные!
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий