Рейтинг нашего независимого портала формируется исходя из уровня компетенции представленных компаний.
Сертификация услуг обязательная и добровольная
Законодательством РФ закреплено право предпринимателей проводить оценку качества не только продукции, но и услуг (184-ФЗ). Процедура предполагает проверку деятельности компании на соответствие государственным стандартам и иным нормативно-правовым актам. Сертификат на услуги оформляется на добровольной основе, подтверждает профессионализм персонала при обслуживании клиентов и повышает доверие потребителей.
Виды услуг населению
Согласно ГОСТ Р 50646-2012 все услуги, которые может получить население, разделены на материальные, нематериальные и смешанные.
К материальным видам относится обслуживание в сфере материально-бытовых потребностей людей. Под такое понятие подпадает деятельность:
- автосервисов;
- предприятий по ремонту техники;
- строительных фирм;
- заведений общепита;
- ЖКХ;
- транспортных компаний;
- банно-прачечных комплексов;
- клининговых агентств и т.д.
Нематериальная (социально-культурная) деятельность направлена на удовлетворение потребностей, связанных с духовным, интеллектуальным, физическим, профессиональным развитием населения, а также с юридической, банковской, страховой, туристической и иной сферой.
Одновременное удовлетворение бытовых и культурных потребностей носит смешанный тип обслуживания.
Требования к отдельным видам деятельности указаны в профильных государственных стандартах. Например, качество работы салона красоты и парикмахерской оценивают по ГОСТ Р 51142-2019, заведения общественного питания – по ГОСТ 31984-2012, а предприятия торговли – по ГОСТ Р 51304-2022.
Когда без оценки не обойтись?
Несмотря на то, что обязательная сертификация услуг законодательством не предусмотрена, отдельными видами деятельности допускается заниматься только при наличии лицензии. Разрешительный документ оформляют:
- медицинские учреждения;
- организации, осуществляющие косметические и пластические операции;
- транспортные компании по перевозке людей;
- организации по утилизации опасных отходов;
- охранные фирмы;
- детективные агентства;
- зоопарки и питомники для животных.
Согласно техническому регламенту ТР ТС 021/2011, в заведениях общепита должны быть внедрены принципы ХАССП, обеспечивающие безопасность приготовленных блюд. Дополнительно предприятия оформляют добровольный сертификат на оказание услуг.
В некоторых случаях требуется наличие документа о присвоении компании определенной категории. Процедура классификации позволяет присвоить «звездность» гостиничному комплексу, санаторию и прочим местам временного размещения.
Получить сертификат на услуги придется предпринимателям, участвующим в тендерах или планирующих выход на новый рынок. Наличие документа часто становится обязательным условием для заключения контрактов с партнерами по бизнесу.
Преимущества сертификации в области обслуживания населения
В зависимости от бизнес-задач предпринимателя добровольная сертификация услуг подтверждает качество обслуживания потребителя по профильному стандарту. В любом случае процедура положительно сказывается на деятельности компании. Информация о проведенной независимой оценке используется в рекламных акциях, что помогает:
- сформировать положительную репутацию фирмы;
- вызвать доверительное отношение у потенциальных потребителей и заказчиков;
- увеличить продажи и выручку организации;
- повысить интерес инвесторов;
- получить бонусы при заключении контрактов и подаче заявок на участие в тендерах.
Благодаря сертификации возрастает статус компании, а соответственно, расширяется целевая аудитория и возможности по модернизации предприятия.
Наиболее актуальным для потребителей при выборе организации является наличие сертификата на медицинские услуги, туристические, косметические, на гостиничный бизнес, ремонт телефонов, компьютеров и автомобилей.
Критерии оценки качества обслуживания клиентов
Проверку соответствия проводят в одной из действующих в РФ систем добровольной сертификации. Процедуру начинают с подбора нормативно-правового акта, по требованиям которого будет проходить оценочный процесс. Услуги, подлежащие сертификации, можно проверить по нескольким критериям:
- Мастерство персонала. Параметр актуален для организаций, где от профессионализма мастера зависит результат и его качество. По этому критерию оформляют, например, документ на салон красоты, клининговую компанию, туристическое агентство.
- Процесс выполнения. Эксперты оценивают оснащенность оборудованием, квалификационные характеристики, безопасность обслуживания. Такая схема оценки востребована для косметических салонов, заведений общественного питания, сервисных центров.
- Соответствие нормам стандарта. Оценка позволяет проверить качество обслуживания в гостиницах и отелях и присвоить им «звезды».
Сертификат соответствия на услуги действителен до 3 лет.
Этапы сертификации в сфере обслуживания
Для прохождения процедуры при содействии сертификационного центра заявителю необходимо подать заявку и заключить договор о сотрудничестве. После этого действует следующий алгоритм:
- предварительная бесплатная консультация с целью определения объекта проверки;
- сбор необходимой документации;
- выездная проверка деятельности компании на соответствие нормам;
- оформление и выдача сертификата.
Уточнить детали процедуры для конкретного вида деятельности, ее продолжительность и стоимость можно у специалистов портала. Обращайтесь, консультации бесплатные.
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий